Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Социальное общение занимает особое место в жизни современного общества и каждого человека. С ним прямо или косвенно связаны практически все коммуникативные сферы. Способность общаться во времени и пространстве чрезвычайно расширилась с появлением письменной речи, печати, электронных коммуникаций - телефона, радио и средств массовой информации, а также с механизацией транспорта.
Следует отметить, что в настоящее время существует не так много научных работ, раскрывающих блоггинг как средство социальной коммуникации, но многие исследователи отдельно анализировали тему социальных коммуникаций, Интернет и тему блогов. Например, А.В. Соколов в своей книге «Общая теория социальной коммуникации» рассмотрел основные аспекты социальной коммуникации, ее институты, потребности коммуникации.
Объектом исследования является блоггинг.
Предметом исследования является блоггинг как средство социальной коммуникации.
Цель курсовой работы – проанализировать блоггинг как инструмент продвижения в социальных сетях.
Задачи: 1. Рассмотреть понятие, виды, функции социальной коммуникации.
2. Проанализировать блоггинг в рамках социологического подхода.
3.Выявить характеристики основных источников получения информации.
4. Оценить блоггинг с точки зрения молодежи.
1.Социальная коммуникация: понятие, виды, функции
1.1.Блоггинг как объект социологического анализа
Коммуникация пронизывает все аспекты жизни общества, социальных групп и отдельных лиц. Человек информационной эпохи живет в пространстве общения, которое состоит из образов, сообщений, символов, мифов и стереотипов. Появился даже термин «информационное лицо»; для него способность получать, обрабатывать и передавать информацию независимо от ее содержания является важнейшим ориентиром ценностей [6].
Коммуникация лежит в основе обучения не только человеческой идентичности с другими, но и самоидентификации. Общение и диалог - это способы представления человека, и суть диалога всегда заключалась в человеческом разговоре, подразумевающем «кульминацию самопроизвольного внимания». Коммуникация - это как тип коммуникации, так и форма коммуникации, а также акт коммуникации и передачи информации, включая передачу информации с помощью технических средств.
Коммуникация (от латинского comunicatio - сообщение, передача; comunicare - объединять, говорить, общаться, общаться, передавать) означает:
1) средства связи (водное, воздушное, транспортное сообщение);
2) форма информационного сообщения (телефон, телеграф, радио, электронная почта);
3) акт общения, взаимодействия двух или более лиц, основанный на взаимопонимании (ответ, взгляды, жесты, обращение, беседа, обсуждение, переговоры);
4) передача информации от одного человека другому или нескольким людям;
5) массовая коммуникация - процесс передачи информации техническими средствами - средствами массовой информации (печать, радио, кино, телевидение) для рассредоточенной для численно большой аудитории.
Самое широкое и универсальное определение коммуникации, объясняющее ее сущность в природе (биокоммуникация), в обществе (социальная коммуникация) и в технических устройствах и машинах (техническая коммуникация) - это средства и методы коммуникации всех материальных объектов и духовный мир. Это обмен информацией между системами разного типа (биологическими, техническими, социальными). Общение происходит не только в обществе, но и в животном мире (общение между животными есть зоологическое общение: язык дельфинов, брачные танцы животных и птиц), в технических устройствах и механизмах, созданных человеком (транспорт, трубопроводы, телеграф, телефон, Интернет) [13].
Научное понимание коммуникации многогранно, потому что сам процесс коммуникации сложен и многогранен. Термин «коммуникация» имеет множество значений, отражающих разнообразие подходов к нему.
Значительный вклад в теоретические разработки социальной коммуникации внес Г. Лассуэл.
Он разработал модель коммуникации, в которой выделил пять элементов:
1) кто – коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение);
2) что – сообщение;
3) как – способ передачи сообщения, канал;
4) кому – аудитория, которой адресуется сообщение;
5) зачем – с каким эффектом, эффективность.
По характеру аудитории:
1) межличностная (индивидуализированная);
2) специализированная (групповая);
3) массовая.
По источнику сообщения:
1) официальная (формальная);
2) неформальная.
По каналу передачи:
1) вербальная;
2) невербальная.
Социальная коммуникация выполняет три основные социальные задачи. Во-первых, интеграция людей в социальные группы и сообщества, включая общество в целом. Кроме того, внутреннее структурирование общества, составляющих его групп, сообществ, социальных организаций и институтов. И, наконец, изоляция общества и различных групп, сообществ друг от друга в процессе их общения и взаимодействия [10].
В связи с этим можно выделить следующие функции социальной коммуникации:
- Информационная функция означает, что посредством социальной коммуникации в обществе передается информация об объектах, их свойствах, явлениях, действиях и процессах.
- Экспрессивная функция определяет способность социальной коммуникации передавать оценочную информацию об объектах или явлениях.
- Прагматическая функция означает, что социальная коммуникация - это средство побуждения человека к определенному действию и реакции.
- Социальная функция заключается в формировании и развитии культурных навыков в межличностных отношениях. Эта функция формирует мнения, мировоззрение, реакцию на конкретные события [2].
- Интерпретативная функция в первую очередь используется для понимания партнера по общению, его намерений, взглядов, переживаний и состояний. Дело в том, что различные медиа не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политическими ориентирами.
При изучении функций социальной коммуникации следует учитывать, что все они тесно связаны и присутствуют практически в любом типе коммуникации. На практике все эти функции в достаточной степени проявляются на разных уровнях межличностного общения: социальном, деловом и интимно-личном [21].
Итак, в самом широком смысле социальная коммуникация понимается «как процессы социального взаимодействия людей как объектов и субъектов социальных процессов, рассматриваемых в их информационном знаковом аспекте». В более узком смысле объект теории коммуникации - это именно социальная коммуникация как «субъект-субъектное взаимодействие, опосредованное посредством информации, имеющей смысл для обоих субъектов». По мнению Д.П. Гавры идеальное средство коммуникации, которое перемещается от одной темы к другой в ходе коммуникативного взаимодействия, может быть информационными образованиями, имеющими смысл для обеих тем. «Термины «коммуникация» (единственное число) и «коммуникация» (множественное число) имеют разные значения и означают разные явления. Коммуникация (коммуникация, единственное число) относится к процессам человеческого общения, опосредованным веществами информационного характера. Человеческое общение является неисчислимым понятие, правильнее говорить о средствах, видах, способах и участниках общения.
В последнее время Интернет распространился по всему миру и в нашей стране, в частности. Это наиболее полный, оперативный и доступный источник информации и средство массовой коммуникации. Однако с помощью Интернета можно не только получать информацию, но и общаться с людьми на большом расстоянии. То есть такие Интернет-коммуникации, которые позволяют человеку контактировать с большим количеством людей, которые живут в разных городах, странах и на разных континентах. Общение может происходить как в режиме реального времени, так и онлайн, и офлайн, например, на форумах или в интернет-дневниках.
Интернет-коммуникации - это методы связи, при которых информация передается через Интернет с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как Интернет-жанр // Вестник Пермского университета: российская и зарубежная филология. 2012. № 4(20). С. 125-131.
2. Бакулина, А.С. Пленники всемирной сети, компьютерная зависимость у детей и молодежи и социальные инновации в области ее профилактики / А.С. Бакулина // Социально-психологические аспекты практики социальной работы: [сб. науч. ст.] / [Л.Ю. Овчаренко, А.М. Ткаченко; ред.-сост. Т.Н. Дорошенко]; Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГАО ВО МГПУ), Ин-т психологии, социологии и соц. отношений, РГСУ, Фил. в г. Люберцы. - М., 2016. - С. 208-219. https://elibrary.ru/item.asp?id=25396743 (дата обращения: 21.04.2021).
3. Балясникова, А.Е. Психологические особенности цифрового поколения / А.Е. Балясникова; науч. рук. О.Н. Комарова // Современный мир и психология: сб. ст. студентов-участников XI Моск. науч.-практ. конф. "Студент. наука", 17 нояб. 2016 г. / сост. Т.А. Шилова; [ред. совет конф.: Е.С. Романова, Т.А. Шилова, Б.М. Абушкин]. - М., 2016. - С. 194-198. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-predstaviteley-tsifrovogo-pokoleniya (дата обращения: 21.04.2021).
4. Близняк, Р.З., Герасимов И.А. Блоггинг как технология социальной и политической коммуникации: уточнение понятия и характеристика эвристических возможностей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С. 223-232.
5. Близняк, Р.З., Герасимов И.А., Хлыбов А.С. Блогосфера как часть коммуникационного пространства региона (на примере Краснодарского края) // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2016. № 2. С. 35-56.
6. БЛОГГИНГ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/25635/1/RSVPU_2018_522.pdf (дата обращения: 21.04.2021).
7. Зуйкина, К.Л. Особенности политической коммуникации в блогосфе-ре России и США: дис. канд. филол. наук. М., 2017. [Zujkina, K. L. (2017). Osobennosti politicheskoj kommunikacii v blogosfere Rossii i SShA (Peculiarities of Political Communication in Blogosphere in Russia and in the USA): thesis of PhD in Philology. Moscow. (In Russ.)]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30442761 (дата обращения: 21.04.2021).
8. Ибраева, А.Ф. Языковые особенности текстов англоязычной и русскоязычной блогосферы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. № 8 (86). Ч. 2. Тамбов: Грамота, 2018. С. 333-336. https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-osobennosti-tekstov-angloyazychnoy-i-russkoyazychnoy-blogosfery (дата обращения: 21.04.2021).
9. Коданина, А.Л. Социально-политические аспекты блоггинга: российский опыт // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 3. С. 177-182.
10. Коптяева, Н.Н., Юферева, А.С. Политический блог в период медиаконвергенции: жанровый аспект // Вестник Московского государственного областного университета: (Электронный журнал). 2017. № 1. С. 1-11. URL: https://evestnik-mgou. ru/ru/Articles/Doc/801.
11. Расходников, А.Н. Информационно-коммуникационное взаимодействие власти и общества: в поиске эффективных технологий // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 263-273.
12. Макарова, Н.Я. Журналистика виртуальной реальности: изменение телевизионного репортажа и профессиональных компетенций журналиста / Н.Я. Макарова, Д.О. Махнева // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2018. - № 1. - С 65-74.
13. Максимова, Т.О. Блог в интернет-коммуникации: структура, функции, литературный потенциал / А. В. Назарчук // Вестник Череповецкого Государственного университета. 2017. № 1. С 124-130.
14. Плеханова, Ю.В. Интернет-ресурсы как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Актуальные вопросы современного научного общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции (28 февраля 2020 г.). Научное издательство Science Pro. Кемерово, 2020. С. 107-110.
15. Халиуллина М.С. Блог как средство коммуникации региональных политических деятелей с электоратом // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. T. 6. № 4. С. 603-614.
16. Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. № 1(13). С. 156-168. https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovoe-svoeobrazie-sotsialnoy-seti instagram (дата обращения: 21.04.2021).
17. Аналитическая компания Adindex / Статистика социальной сети «Вконтакте». - 06.11.2017. - Режим доступа: https://adindex.ru/search.phtml (Дата обращения - 25.04.2021).
18. Блог Михаила Нефедова / В автомобильном мире случилось страшное. 01.04.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nemahail.livejournal.com/ (дата обращения: 24.04.2021).
19. Основные подходы к определению понятий «Блог» и «Блогосфера» / Евсюкова Т.В. 15.08.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike/ (дата обращения: 25.04.2021).
20. Онлайн портал TUT.BY / Пожар в Кемерово. Украинский пранкер. 05.04.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ttps://news.tut.by/sotiety/587697.html/ (дата обращения 22.04.2021).
21. How to green / Феномен YouTube и необычный способ релаксации. - 15.01.2018. - Режим доступа: http://howtogreen.ru/posts/1840-asmr (Дата обращения 25.04.2021).
22. Medium.com / 10 the most popular blogs. 05.07.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medium.com/eggheado-startups/10-375817f5a8f1/ (дата обращения: 23.04.2021).
23. Meduza / Первые штрафы за личные блоги в Интернете. - 27.05.2016. - Режим доступ: https://meduza.io/news/2015/05/27/roskomnadzor-rasskazal-o-pervyh-shtrafah-po-zakonu-o-blogerah (Дата обращения 22.04.2021).
24. Rusability / Facebook analytics. - 03.05.2017. - Режим доступа: https://rusability.ru/internet-marketing/smm/facebook-statistika-za-2017-god-70-samyh-vazhnyh-faktov/ (Дата обращения 24.04.2021).
25. Website FIRST GUIDE / How to start blog. 02.04.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://firstsiteguide.com/start-blog/ (дата обращения: 23.04.2021).